Бабаева З.В. (сост.) Теория систем и системный анализ - файл n1.doc

Бабаева З.В. (сост.) Теория систем и системный анализ
Скачать все файлы (1769 kb.)

Доступные файлы (1):
n1.doc1769kb.11.01.2014 15:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)





УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-методической работе -директор РОАТ

______________В.И. Апатцев

«_____» ____________2011 г.


Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»
Автор ст. преподаватель Бабаева Зоя Васильевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине
Теория систем и системный анализ
Спецuальность/направленuе: 080801 Прикладная информатика (в экономике)


Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ

Протокол № 4

«01» июля 2011 г.
Председатель УМК_______А.В. Горелик

Утверждено на заседании кафедры
Протокол № 9

«23» июня 2011 г.
Зав.кафедрой_________В.Ю. Демихов


Москва 2011 г.

Автор-составитель:

Бабаева Зоя Васильевна, старший преподаватель


Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория систем и системный

анализ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки экономиста по специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике)



Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной для изучения.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)


СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»



Зав. кафедрой В.Ю. Демихов

«_____» ____________2011 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-методической работе -директор РОАТ

______________В.И. Апатцев

«_____» ____________2011 г.


Кафедра «Бухгалтерский учет и экономическая информатика»
Автор ст. преподаватель Бабаева Зоя Васильевна

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Теория систем и системный анализ
Спецuальность/направленuе: 080801 Прикладная информатика (в экономике)



Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ

Протокол № 4

«01» июля 2011 г.
Председатель УМК_______ А.В. Горелик

Утверждено на заседании кафедры
Протокол № 9

«23» июня 2011 г.
Зав.кафедрой_________В.Ю. Демихов


Москва 2011 г.

Цели и задачи дисциплины

«Теория систем и системный анализ» является дисциплиной общематематического цикла, имеющей целью рассмотрение теоретических основ исследования сложных систем.

Эта дисциплина дает представление о методах и методиках системного анализа для моделирования процессов принятия управленческих и проектных решений в условиях наличия больших объемов в различной степени неопределенности проблемных ситуаций.

Для того чтобы уметь проводить предпроектное обследование объекта управления, оценивать качественные изменения в системе управления экономическими объектами, необходимо иметь системное мышление, научиться анализировать сложные экономические ситуации, ставить задачи, формировать варианты решений и выбирать из них лучший, наиболее соответствующий целям, поставленным в конкретных условиях.

В связи с этим дисциплина «Теория систем и системный анализ» является основополагающей в системе подготовки дипломированных экономистов.

Изучение дисциплины преследует следующие цели:


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив дисциплину, студент должен:

Иметь представление об основах общей теории систем, о роли классификации систем в выборе методов моделирования системы, об использовании методов математического программирования для формализованного описания систем, о принципах разработки методик системного анализа.

Знать и уметь использовать методики системного анализа целей и функций управления; методику моделирования, базирующуюся на применении метода морфологического ящика Ф.Цвикка; статистические методы (метод наименьших квадратов, методы регрессионного и многофакторного анализа, имитационные модели на основе методов статистических испытаний).

Иметь опыт применения системного анализа в реальных условиях, возникающих при управлении предприятиями, организациями и другими производственными и социально-экономическими объектами, при разработке различных автоматизированных информационно-управляющих систем.
Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по заочной форме обучения

№ курса

2

Аудиторные занятия:

16

Лекции

12

Практические занятия

4

Самостоятельная работа

94

Всего часов на дисциплину

110

Текущий контроль

Контрольная работа

Вид промежуточного контроля

Экзамен


Выписка из Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования по дисциплине

«Теория систем и системный анализ»

Системы и закономерности их функционирования и развития. Переходные процессы. Принцип обратной связи. Методы и модели теории систем. Управляемость, достижимость, устойчивость. Элементы теории адаптивных систем.

Информационный подход к анализу систем. Основы системного анализа: система и ее свойства; дескриптивные и конструктивные определения в системном анализе; принципы системности и комплексности; принцип моделирования; типы шкал.

Понятие цели и закономерности целеобразования: определение цели; закономерности целеобразования; виды и формы представления структур целей (сетевая структура или сеть, иерархические структуры, страты и эшелоны); методики анализа целей и функций систем управления. Соотношения категорий типа событие, явление, поведение. Функционирование систем в условиях неопределенности; управление в условиях риска.

Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа; модель как средство экономического анализа. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы.

Методы организации сложных экспертиз. Анализ информационных ресурсов. Развитие систем организационного управления.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Основы общей теории систем

Понятие системы. Системы и закономерности их функционирования. Принцип обратной связи. Свойства систем: эмерджентность, устойчивость, равновесие, самоорганизация, открытость и замкнутость, динамика, разнообразие, организованность, диффузность, структуризация.

Информационный подход к анализу системы.

Этапы системного анализа: постановка целей и задач, задание критериев для управления объектом, формулирование и оценка вариантов достижения целей, выбор оптимальных вариантов в процессе моделирования системы, реализация рекомендаций системного анализа.


Раздел 2. Классификация систем и методов их моделирования

Примеры классификаций систем, их относительность. Выбор классификации в конкретных условиях принятия решения. Методы и модели теории систем. Роль классификации в выборе методов моделирования системы.

Принципиальная ограниченность формализованного описания развивающихся систем с активными элементами. Необходимость применения при моделировании таких систем не только формальных математических методов, но и методов, направленных на активизацию использования интуиции и опыта лиц, принимающих решение (ЛПР).

Классификация методов моделирования систем. Возможность описания различными методами (аналитическими, статистическими, теоретико-множественными, логико-лингвистическими, графическими, морфологическими и др.).

Раздел 3. Использование методов математического программирования для формализованного описания систем

Постановка и разрешимость задачи оптимизации. Классификация задач оптимизации.

Задачи линейного программирования и основы теории двойственности.

Чувствительность и устойчивость моделей математического программирования.

Проблема принятия решения как многокритериальная задача. Примеры возникновения области Парето при отображении сложных систем и процессов принятия решений. Роль ЛПР в процедуре принятия решения многокритериальной задачи.

Примеры представления процессов принятия решений в сложных системах с помощью методов математического программирования и проблема доказательства адекватности моделей.

Раздел 4. Использование для анализа систем статистических методов

Методы идентификации характеристик систем. Статистический и экспертный анализ закономерностей. Адаптивные и неадаптивные алгоритмы идентификации. Применение методов наименьших квадратов, регрессионного и многофакторного анализа.

Применение моделей систем массового обслуживания для анализа систем управления.

Имитационные модели на основе методов, статистических испытаний.

Раздел 5. Методы системного анализа

Методы качественной оценки систем. Методы типа «мозговая атака» или «коллективная генерация идей». Методы типа сценариев

Методы экспертных оценок: ранжирование; парное сравнивание; множественные сравнения; непосредственная оценка; Черчмена-Акоффа; метод Терстоуна; метод фон Неймана-Моргенштерна.

Методы типа Дельфи: QUEST, SEER, PATTERN. Методы типа дерева целей.

Морфологические методы: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования (МОК), метод морфологического ящика.

Методы количественной оценки систем: методы теории полезности; методы векторной оптимизации; методы ситуационного управления, инженерии знаний.

Раздел 6. Принципы разработки методик системного анализа

Методика системного анализа как основа формирования модели принятия решений. Необходимость сочетания в методике методов активизации ЛПР и методов формализованного представления систем. Определение этапов и подэтапов методики. Выбор подходов и методов реализации.

Раздел 7. Методики системного анализа целей и функций управления и их применение

Понятие цели и закономерности целеобразования: определение цели; закономерности целеобразования; виды и формы представления структур целей (сетевая структура или сеть, иерархические структуры, страты и эшелоны), методики анализа целей и функций систем управления, соотношение категорий типа событие, явление, поведение. Функционирование систем в условиях неопределенности, управление в условиях риска.

Методика ПАТТЕРН и другие методики системного анализа. Методика, базирующаяся на двойственном определении системы, ее приложения.

Методика, основанная на концепции системы, учитывающей среду и целеполагание: модели и признаки структуризации, реализующие концепцию взаимодействия системы со средой, примеры применения методики при разработке основных направлений развития систем, планов, оргструктур на разных уровнях управления.

Методика, базирующаяся на концепции деятельности. Подходы к оценке структуры целей и функций: сочетание экспертных и косвенных количественных опенок при определении важности составляющих структуры; сравнительный анализ вариантов структуры с использованием информационного подхода.

Сравнительный анализ методик. Автоматизация формирования и анализа структур целей и функции.

Раздел 8. Системное описание экономического анализа

Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа, модель как средство экономического анализа. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов.

Факторный анализ финансовой устойчивости. Анализ информационных ресурсов. Развитие систем организационного управления.

Распределение часов по видам и темам учебной работы

Заочная форма обучения



Названия разделов

Всего часов по учеб-ному плану

Виды учебных занятий

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия, в том числе

Лекции

Практ. занятия

1. Основы общей теории систем

5

1

-

4

2. Классификация систем и методов их моделирования

12

2

-

10

3. Использование методов математического программирования для формализованного описания систем

20

2

4

14

4. Использование для анализа систем статистических методов

16

2

-

14

5. Методы системного анализа

13

1

-

12

6. Принципы разработки методик системного анализа

13

1

-

12

7. Методики системного анализа целей и функций управления и их применение

18

2

-

16

8. Системное описание экономического анализа

13

1

-

12

ИТОГО:

110

12

4

94


Темы практических занятий

Раздел 3. Использование методов математического программирования для формализованного описания систем.

Тема. Примеры представления процессов принятия решений в сложных системах с помощью методов математического программирования.

  1. Анализ и решение задач с помощью дерева решений.

Цель занятия состоит в практическом освоении метода принятия решений с применением дерева решений.

Вопросы к теме:

  1. Привести описание задачи принятия решений к форме, поддающейся анализу.

  2. Оценка вероятностей состояния среды.

  3. Установление выигрышей для каждой возможной комбинации альтернатив.

  1. Выбор лучшего варианта программного обеспечения для заданной подсистемы.

Цель занятия состоит в практическом освоении матричного метода оценки альтернатив.

Вопросы к теме:

  1. Последовательность оценки альтернатив матричным методом.

  2. Ранжирование альтернатив.

  1. Многокритериальный выбор альтернатив на основе пересечения нечетких множеств.

Цель занятия состоит в практическом освоении постановки задачи принятия решений на основе теории нечетких множеств.

Вопросы к теме:

  1. Методы построения нечетких множеств.

  2. Методы упорядочивания нечетких множеств.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Рекомендуемая литература
  1   2   3   4   5
Учебный текст
© perviydoc.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации